Talya & Izhak Imas (itzhak_imas) wrote in ru_judaica,
Talya & Izhak Imas
itzhak_imas
ru_judaica

Поскольку состоявшийся в последний Шабат в Офре семинар на тему "Храм и Храмовая гора" вызывал интерес широкой общественности, я помещаю здесь речь рава Моше Сегаля, произнесенную им лет 25 назад на подобном семинаре, и предложенную вниманию участников семинара в Офре.

ב"ה

Рав Моше Сегаль
Строительство Храма – заповедь для всех поколений и веление времени

(Речь на семинаре посвященном теме Храмовой горы и Храма.) Цфия т. 3)

***
Хорошо, что мы имеем возможность обсуждать сейчас тему, которая была актуальна более 2 тыс. лет назад для Хасмонеев. К сожалению, есть среди нас люди, которые не понимают сущности Иудаизма, но претендуют быть его выразителями. К ним относятся те круги, которые создали учреждения, играющие большую роль в распространении Иудаизма. Не будем обсуждать сейчас взгляды того профессора [судя по всему имеется в виду проф. Ишайагу Лейбович – прим. пер.], который не способен понять, что такое "святость", особенно в отношении "святости места".
Рав Лиор сказал уже, что есть у нас только одно святое место – Храмовая гора. Все другие места могут лишиться своей святости через продажу и т. п. При определенных условиях можно продать, например, синагогу даже в земле Израиля. Только место Храма имеет собственную, не зависящую от нас "святость". Рамбам и другие еврейские философы различали "Эцем" (Суть) и "Микре" (Случай). Святость Храмовой горы – сущностна, ибо Храмовая гора – сама "Святость". Другие места могут обладать "случайной" святостью, полученной извне. Вышеупомянутый профессор и вовсе отрицает понятие "святость" в Иудаизме.
В книге "Ецира" [кабалистическая книга, в соответствии с традицией написанная праотцем Авраамом – прим. пер.] говорится о трех понятиях: Мир (Олам), Год (Шана), Душа (Нефеш). Существует "святость места" (Олам); "святость праздников, памятных дней" (Шана); "святость человека" (Нефеш). Отрицание "святости" близко к отрицанию Иудаизма вообще. Народ Израиля назван "Царством священников и народом святым" (Шмот 19. 6). Праздники Израиля – "священные собрания" (Ваикра 23, 4) т. е. "святые дни". Святость их может определяться решением Суда (Санhедрина), который сидит на Храмовой горе и провозглашает начало месяца, а может быть независима, и дана нам с сотворения мира – Суббота. Существует сходство между "святостью" Храмовой горы, Субботы и Народа Израиля. Их святость "сущностна".

Храмовая гора – проявление "Царства всевышнего" в Мире

Возможен ли Иудаизм без Храмовой горы? Сейчас, в нашем поколении, мы видим, как Иерусалим строится и растет, он полон мест изучения Торы. Так чего же мы еще хотим? Пока место Храма находится в чужих руках – Иудаизм не достиг своих целей. Смысл существования народа Израиля – воцарение Всевышнего в сотворенном им Мире: "Бог царствовать будет во веки веков" (Шмот 15, 18).
Так поют Моше и Народ Израиля в "Песне Моря", видя египтян, тонущих в Красном море: "Введешь их и насадишь их на горе удела Твоего, на месте, которое жилищем Ты сделал Себе, Боже, в Храме, Господь, что устроили руки Твои. Бог царствовать будет во веки веков." (Шмот 15, 17-18). Цель Иудаизма – Царство Всевышнего в Мире, осуществленное посредством избранного для этого Народа. Когда существует Царство Израиля – существует Царство Всевышнего, когда нет, то присутствие Всевышнего в Мире принижено (Шхина в галуте). Проявление присутствия Всевышнего в Мире (Шхины) связано с возвышением Царства Израиля. Нет никакой разницы между "Троном Всевышнего" и "Троном" царя Израиля. Мы же все еще не осознаем этого. К сожалению, даже крупнейшие авторитеты нашего поколения не понимают сущности Иудаизма.
Если человек будет соблюдать все, но не придет к "святости", к проявлению "Шхины" – Царства Всевышнего в Мире посредством осуществления Царства Израиля, он все еще не начал осуществлять основную задачу Иудаизма!
Не понимают, что к этому можно придти, только когда Храмовая гора будет в наших руках. Не возможен наш суверенитет на земле Израиля, когда Храмовая гора находится в ведении какой-нибудь другой религии. Она должна принадлежать народу Израиля, Царству Израиля. Это и будет осуществление Царства Всевышнего в Израиле. Это все можно обосновать на основе Танаха, высказываний наших Мудрецов, еврейской философии.

Если не дашь мне Храмовую гору – как будто ничего мне не дал

Эта гора упоминается уже в обращении к праотцу Аврааму. В пророчествах Ишайи и Михи сказано, что в конце времен народы мира захотят встать на путь Израиля и скажут: "Давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова…" (Ишайя 2, 3; Миха 4, 2). Они поднимутся туда и скажут: "…пойдем дорогами Его." Куда они поднимутся? На Храмовую гору. Что будет, когда они поднимутся туда и не найдут там нас? Это будет полное "банкротство" нас, как народа Пророков, носителя идей Иудаизма.
В "Шмот Раба" (изд. Вильно, п. 6, 8) есть притча про царя, который очень любил своего сына и хотел передать ему все свое государство. Сказал ему сын: "Если отдашь мне свой трон – все будут знать, как ты меня любишь, если нет – как будто ничего мне не дал". Дерзкий ответ, но царь, любя сына, отдал ему также и трон. Так Авраам получил от Всевышнего весь Мир, но не удовлетворен этим и говорит: "Если не дашь Храмовую гору – как будто ничего мне не дал." Всевышний выполнил его просьбу, тогда сказал Авраам: "Бог говорил в святости Своей – возрадуюсь я." (Псалмы 60, 8).
Почему Авраам не был согласен принять от Всевышнего весь Мир без Храмовой горы? Ибо там, где находится "Основание Мира", там должно быть Царство Израиля, как осуществление Царства Всевышнего. Запрещено нам отказываться от Храмовой горы по доброй воле, тем более, когда она в наших руках.
Почти 2 тыс. лет мы стояли у Стены Плача, на границе Храмовой горы, изливали свою душу перед Ним. Сейчас, когда она в наших руках, уже на следующий день после захвата, мы говорим Всевышнему – забирай свой "подарок", он нам не нужен. Возможно ли такое нахальство перед Всевышним, так поступает избранный Им Народ?!
Царь Шломо молился после построения Храма и говорил, что все народы Мира придут сюда и Господь услышит их молитвы, ибо это место – место молитвы для всех народов. Пророк Захария говорил, что Господь вернется в Иерусалим, на гору святую. Мы, народ Израиля, помнили и молились об этом все эти тысячелетия. Все в нас устремлено к этой центральной точке, месту присутствия "Шхины" – там должно быть установлено наше Царство, без которого невозможно Царство Всевышнего.

И Ему не давайте покоя

Везде евреи молились в направлении Иерусалима. Ежедневно в молитвах Иерусалим упоминается 46 раз, Сион – 36 раз, земля Израиля – 18, Храм упоминается 15 раз. В основной молитве (18 благословений), которую молятся 3 раза в день - есть просьба об Иерусалиме и о возвращении службы в Храме. В Танахе Иерусалим упоминается 647 раз. В благословении после еды упоминается Земля Израиля, Тора и Союз с Господом, следом идет специальное благословение об Иерусалиме. Традиционное завершение любого выступления: "Да будет воля Его и вновь будет построен Храм."
Разрушение Храма всегда воспринималось как конец нашей государственности. Строительство Храма и строительство Еврейского государства в Земле Израиля – всегда считалось одной задачей. В книге пророка Ишайя (62, 6) мы находим: "На стенах твоих Иерусалим, Я поставил стражей, весь день и всю ночь, всегда, не будут молчать они…" Стражи – это скорбящие о Сионе, которые молятся днем и ночью о Иерусалиме. Не будет вам покоя, но будете молиться перед Ним постоянно, пока не будет отстроен Иерусалим, его стены и здания, ибо сейчас он унижен среди народов, – так объясняет этот стих рав Давид Кимхи (Радак).

Еврейская Независимость – возможна лишь после строительства Храма

Наши источники свидетельствуют, что во всех поколениях крупнейшие раввины разрешали и сами поднимались на Храмовую гору. Рамбам составил особую молитву, когда посетил Храмовую гору. Также и в наше время большие раввины – рав Горен, рав Шалош, Рав Давид аЛеви, рав Шаар Ишув поддерживают восхождения и молитву на Храмовой горе.
Рав Каценельбоген пишет: Мы оказались в странной и трагической ситуации после победы. Храмовая гора в наших руках, но что мы делаем там? Наша задача следить, чтобы там были все условия для "нечистых", препятствовать восхождению "чистых". Можно ли представить более абсурдную ситуацию? Когда соратники раби Акивы увидели лисицу, выходящую из Святая Святых – они плакали. Сейчас, на наших глазах, толпы "лисиц" крутятся там, а мы безразличны. Мы забыли Храмовую гору. Где мы празднуем Бар Мицву? Рядом со Стеной Плача, а Храмовая гора заброшена. При возвращении из Вавилона наши предки вели себя иначе. Первое, что сделал Зерубавель – он начал строить Храм. Правители неевреев в Иудее и Биньямине пришли к нему и сказали: Давай будем вместе. Мы хотим "братство народов". Ответ был однозначен: "Не вам строить с нами дом Богу нашему." (Эзра 4, 3). Это Храм Царства Израиля, и невозможно тут участие других народов.
Вскоре, когда будет построен Храм, придут народы Мира молиться в нем, он будет открыт для них. Но тогда, во время второго Храма, неевреи пожаловались персам, и строительство Храма прекратилось до Нехемии, который его завершил. Также во время Хасмонеев, когда они одержали победу, они, в отличие от нас, прежде чем приступить к строительству государства, занялись восстановлением Храма. Ханука – единственный праздник, продолжающийся 8 дней, только в Хануку говорят 8 дней подряд Полный Галель. Праздник этот называется Ханука в честь освящения восстановленного Храма (Ханукат Бейт аМикдаш). По сути это был день Независимости Хасмонеев, но назван он в честь Храма, ибо освящение Храма и было началом Независимости, началом Еврейского государства.

Необходимо учесть уроки истории и немедленно приступить
к строительству Храма

В заключение из выше изложенного: тот, кто считает, что он знает, что такое Иудаизм, но не видит, что в его основе лежит построение Храма, на самом деле не понимает, в должной мере, сущности иудаизма. Он может быть величайшим авторитетом в своем поколении, большим мудрецом, но о целях иудаизма нельзя у него ничему научиться. В книге "Кузари" Хазарский царь обращается к еврею с вопросом: "Почему евреи не возвращаются в Землю Израиля?" Ответ: "Ты нашел наше слабое место, Хазарский царь. Ты прав!" На сотни вопросов отвечает мудрец царю, но именно этот вопрос приводит его в смущение.
Из-за вождей поколения, которые не хотели покинуть Вавилон и считали, что можно жить еврейской жизнью без Земли Израиля и без Храма – второй Храм был разрушен. В той же книге "Кузари", обсуждая этот вопрос, приводит мудрец слова Рейш-Лакиша [один из "Амораим" (составителей талмуда) живший в Земле Израиля – прим. пер.], что Храм был разрушен, потому что мудрецы и вожди поколения не пошли с Эзрой и Нехемией в землю Израиля. Те, кто пошли, были женаты на нееврейках, устроили в Иерусалиме рынок в субботу, были невеждами в Торе. Религиозные авторитеты же остались в Вавилоне, поэтому уровень Храма, который был построен, недостаточен для того, чтобы Храм стоял вечно.
Мы должны учиться у мудрецов и истории. Пророк Ихезкель (20, 33) сказал: "Жив Я - слово Господа Бога! Рукою крепкою и мышцей простертой и яростью изливающейся воцарюсь над вами." Рукою крепкою – это Суд Всевышнего, это 6 мил. евреев! Сколько еще мы будем блуждать между дорогами. Нет у нас иного пути, только дорога к Храму.

Восемь пунктов, которые необходимо осуществить
1. Объединенный Иерусалим и суверенитет над Храмовой горой.
2. Провозглашение государством и религиозными авторитетами Храмовой горы местом наиболее священным для евреев.
3. Немедленное разрешение молиться на Храмовой Горе.
4. Создание объединенной комиссии, состоящей из раввинов, археологов и историков для определения границ освященной Храмовой Горы – 500 на 500 локтей [Нынешняя территория примерно в два раза больше – прим.пер.] . Обнародование заключения этой комиссии главным Раввинатом.
5. Установление однозначных галахических правил для восходящих на Храмовую Гору паломников и молящихся.
6. Требование к правительству основать "Управление Храмовой Горой", служащие которого будут контролировать исполнение этих правил на Храмовой Горе.
7. Вывешивание израильских флагов на Храмовой Горе в праздники.
8. Основание "Стражи Храма" на территории Храмовой Горы, чтобы подчеркнуть святость и важность места. [Стражу на Храмовой Горе осуществляли левиим, на Храмовом дворе – коэны – прим. пер.].)



Краткая справка об авторе:

Рав Моше Сегаль (1904 – 1986) известен среднему культурному израильтянину тем, что он был первым, кто протрубил в шофар у Стены плача вопреки запрету британской администрации (в конце Судного дня 1930 г.).
Хасид Хабад. Родился в Полтаве. Совершил алию в 1925 г. В начале 30-х г.г. участвовал в деятельности Брита Бирьоним (Союза Хулиганов) – радикального крыла ревизионистского движения. Состоял в руководстве ЭЦЕЛЯ (Военной национальной организации), а позже ЛЕХИ (Борцы за свободу Израиля). В 1937 – 1949 возглавлял Брит Хашмонаим (Союз Хасмонеев) – молодежную религиозную организацию, устав которой был близок по содержанию "Основам Возрождения" Яира Штерна (основателя ЛЕХИ), члены "Брита" участвовали в борьбе против Мандата в составе различных подпольных организаций. После войны за Независимость участвовал в основании поселения Кфар Хабад, где и жил впоследствии. Сразу после Шестидневной войны поселился в развалинах Еврейского квартала Старого города и начал восстановление Хабадской синагоги, не дожидаясь решения правительства об этом. В конце 70-х – начале 80-х г.г. пытался восстановить Брит Хашмонаим. Рав Моше Сегаль являлся религиозным авторитетом для молодёжи, борющейся за еврейское присутствие на Храмовой горе. После ареста членов "Еврейского подполья" он был одним из немногих, открыто выступивших в его поддержку, даже выражал надежду, что их действия приведут к духовному обновлению народа. В ответ на эти высказывания власти отменили официальные чествования в честь его 80-летия.
Данная речь была произнесена на семинаре, судя по всему, состоявшемся в начале 80-х г.г. и была напечатана в сборнике Цфия 3 за 1988 г.
Subscribe

  • Резник и цадик

    Если здесь кто-то еще остался - еще одна небольшая заметка об исконно-посконно-домотканном отношении к брацлавским хасидам. Резник и цадик Чтобы…

  • (no subject)

    Два словаря еврейских псевдонимов: 1. Anagramme, Initiallen... William Zeitlin, 1905.…

  • (no subject)

    Очень ценная книга: словарь псевдонимов еврейских писателей Нового времени. https://www.nli.org.il/he/books/NNL_ALEPH001006020/NLI

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • Резник и цадик

    Если здесь кто-то еще остался - еще одна небольшая заметка об исконно-посконно-домотканном отношении к брацлавским хасидам. Резник и цадик Чтобы…

  • (no subject)

    Два словаря еврейских псевдонимов: 1. Anagramme, Initiallen... William Zeitlin, 1905.…

  • (no subject)

    Очень ценная книга: словарь псевдонимов еврейских писателей Нового времени. https://www.nli.org.il/he/books/NNL_ALEPH001006020/NLI