hiero-archimandrite Theognost, sacerdos (abbatus_mozdok) wrote in ru_judaica,
hiero-archimandrite Theognost, sacerdos
abbatus_mozdok
ru_judaica

Category:

Мидраш о получении Торы и «сакральный язык»


В богословии языка очень важным является мидраш в трактате Шаббат Вавилонского Талмуда (88b-89a). Суть этого мидраша в том, что едва Моисей получил Тору, ангелы попытались оспорить у человека право на владение Божественным Словом. Небожителей возмутило, что Тора – это "сокровище, спрятанное за 400 поколений до сотворения мира", вдруг оказалось в руках смертного, грешного, несовершенного человека, и Моисею пришлось доказывать права религиозной общины владеть Откровением. «Сказал Моисей: Владыка мира! Тора, которую Ты даёшь мне, что в ней написано? — "Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из Египта, [из дома рабства]" (Исх 20:2). А разве ангелы спускались в Египет? Рабами фараона были? На что же им Тора?! И ещё, что в ней написано? — "Да не будет у тебя других богов" (Исх 20:3). А вы, ангелы, что, рассеяны среди идолопоклонников? И ещё, что в ней написано? — "Помни день субботний..." (Исх 20:8). Но вы то не делаете никакой работы, чтобы от неё отдыхать! И ещё, что в ней написано? — "Не возноси (tissa’) имени Господа, Бога твоего, всуе (leshaw’)" (Исх 20:7). А у вас что, есть купля (massa’) и продажа? И ещё, что в ней написано? − "Чти отца и мать" (Исх 20:12). А у вас что, есть отец или мать? И ещё, что в ней написано? − "Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради" (Исх 20:13). А у вас что, есть зависть? Или соблазн?» [Цит. по: Вогман 2014, 34]. Этот мидраш с первого взгляда может показаться бессмысленным. Ну, что это за ангелы Господа, если они оспаривают решение своего Господа? Но на самом деле в этом «испытании Моисея» имеется глубокий смысл. Человек должен был осмыслить свое отношение к Закону. Тора не должна превратиться в «созерцаемый предмет культа». Она должна быть живым Словом для каждого, кто слушает и читает ее. В данном мидраше ангелы подвергают человека испытанию (разумеется, с согласия Господа), чтобы проявить в человеке степень его духовной зрелости: понял ли сам человек, что оказалось в его руках и для чего дано ему это Сокровище? Современный исследователь Вогман видит в данном сюжете еще и отвержение «эстетической религии эллинизма»:

«Ангелы и их Закон, совершенный и прекрасный, но не подлежащий ни чтению, ни исполнению, лежат на уровне Священного. Превратить их "сокровище, спрятанное за 400 поколений до сотворения мира" – в простую земную книжку, написанную буквами на пергаменте, которую будут брать в руки и публично читать, это, конечно, ярко выраженная десакрализация. Для ангелов (как и для эллинистических аллегористов) такая "десакрализация" синонимична святотатству, поруганию святыни. Однако только и именно такое святотатство может ввести нравственное в мир и тем исполнить божественную волю. Прочитывая и практически истолковывая Тору, Моисей раскрывает новый потенциал – потенциал нравственной жизни в связи с трансцендировавшим собственное совершенство Богом» [Вогман 2014, 41].

Этот мидраш как нельзя лучше отражает искушение духом «эллинистической религии» с ее «сакральной эстетикой», воздействующей на воображение и созерцательные ресурсы человека, но не дающей ему живой пищи в обыденной жизни. Именно этот эллинистический принцип положен в основу «сакрализации литургического языка». Тексты на этом языке звучат красиво, но не назидают.

* * *
Вогман 2014 = Михаил Вогман. Противоборство с ангелами в иудаизме и гностицизме: к философской интерпретации мотива // Тирош. Труды по иудаике. Вып. 14. – М. 2014, 30-43
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments